Чудесный выдался денёк,
Одним из показателей грамотной речи ребенка является правильное использование предлогов. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большое внимание надо уделить изучению и закреплению предлогов.
✨В первую очередь необходимо ребенку объяснить смысловое значение каждого предлога. Каждый предлог желательно объяснять отдельно и обязательно сопровождать показом на конкретных предметах. Например: “Смотри, я кладу книгу на стол, а теперь положу ее на стул” и т.п. После этого можем попросить ребенка самому проделать соответствующее действие. Так мы рассказываем про все основные предлоги: на, в, под, над, около, за, перед и т.п.
🌼После такого наглядного объяснения можно приступать к различным упражнениям на отработку. Что мы здесь использовали на занятиях?
- Двигались по комнате и выполняли задания. Например: “Сейчас мы сядем на стул. Встанем около стола. Спрячемся за дверь” и т.п. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребенок усвоил значения предлогов.
- Строили с детьми домик. Потом брали несколько небольших игрушек и расставляли их около домика по командам. Например: “Поставь кошку на крышу домика. Лошадку поставь перед домиком. Собачку спрячем в домик. Поросенок убежал за домик” и т.п.
- Показывала детям карточку со схемой предлога. Просила повторить эту схему на предметах (на том же домике с любой игрушкой). Или же можно найти письменные такие упражнения, где необходимо соединить схему предлога с картинкой. Варианты схем (найдены на просторах Интернета):
4. Играли в “Исключи лишнее”. Предъявляем детям карточку с четырьмя картинками, отражающими пространственное расположение предметов (например, яблоко на дереве, чашка на столе, бабочка на цветке, котенок под стулом). Дети должны посмотреть и ответить на вопрос: «какая картинка лишняя?». И желательно объяснить почему эта картинка лишняя. Так ребенок учится использовать предлоги в речи.
💥Когда значение основных предлогов освоено ребенком, можно переходить к упражнениям,которые тренируют правильное употребление предлогов в речи самим ребенком. Как заниматься здесь?
- Рассматриваем сюжетные картинки. При помощи наводящих вопросов подталкиваем ребенка к употреблению предлогов. Например: “Где сидит зайчик? А где сидит белка?” и т.п.
- Игра “Составь предложение”. Выкладываем определенные картинки, которые можно связать в предложение. Например, берем картинку кошки и кровати. Просим ребенка составить предложение, используя, глагол и предлог. Например, кошка спит на кровати.
- Читаем ребенку стихотворение. Просим его хлопнуть каждый раз как он слышит предлог. Так он запоминает использование предлогов.
- Игра “Неправильные предложения”. Вы говорите заведомо неправильное предложение. Дети должны найти ошибку и исправить вас, сформулировав правильное высказывание.
Примеры предложений:
Дорога идет по машине.
Девочка несет сумку в капусте
Кошка прыгнула в стол и т.п.
Игра обычно очень нравится детям. Они любят исправлять взрослых.
✨Вот такие вот приемы можно использовать дома для изучения предлогов. Также сейчас выпускается большое разнообразие настольных игр и рабочих тетрадей на эту тему. Они отлично дополнят данные игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий