пятница, 3 мая 2024 г.

Учим с детьми предлоги "за" и "перед" (Консультация для родителей.)

 Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит - «ПО»?
Что значит - «ЗА»?
И «ЗА», и «ПО» - предлоги…»
А хорошо бы - ЗА порог.
И - мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги? (с)
А.А. Шибаев




Одним из показателей грамотной речи ребенка является правильное использование предлогов. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большое внимание надо уделить изучению и закреплению предлогов.

✨В первую очередь необходимо ребенку объяснить смысловое значение каждого предлога. Каждый предлог желательно объяснять отдельно и обязательно сопровождать показом на конкретных предметах. Например: “Смотри, я кладу книгу на стол, а теперь положу ее на стул” и т.п. После этого можем попросить ребенка самому проделать соответствующее действие. Так мы рассказываем про все основные предлоги: на, в, под, над, около, за, перед и т.п.

🌼После такого наглядного объяснения можно приступать к различным упражнениям на отработку. Что мы здесь использовали на занятиях?

  1. Двигались по комнате и выполняли задания. Например: “Сейчас мы сядем на стул. Встанем около стола. Спрячемся за дверь” и т.п. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребенок усвоил значения предлогов.
  2. Строили с детьми домик. Потом брали несколько небольших игрушек и расставляли их около домика по командам. Например: “Поставь кошку на крышу домика. Лошадку поставь перед домиком. Собачку спрячем в домик. Поросенок убежал за домик” и т.п.
  3. Показывала детям карточку со схемой предлога. Просила повторить эту схему на предметах (на том же домике с любой игрушкой). Или же можно найти письменные такие упражнения, где необходимо соединить схему предлога с картинкой. Варианты схем (найдены на просторах Интернета):
Сегодня с дошкольниками на занятиях учили предлоги. Как мы это делали, и зачем их вообще учить? Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!-2

4. Играли в “Исключи лишнее”. Предъявляем детям карточку с четырьмя картинками, отражающими пространственное расположение предметов (например, яблоко на дереве, чашка на столе, бабочка на цветке, котенок под стулом). Дети должны посмотреть и ответить на вопрос: «какая картинка лишняя?». И желательно объяснить почему эта картинка лишняя. Так ребенок учится использовать предлоги в речи.

💥Когда значение основных предлогов освоено ребенком, можно переходить к упражнениям,которые тренируют правильное употребление предлогов в речи самим ребенком. Как заниматься здесь?

  1. Рассматриваем сюжетные картинки. При помощи наводящих вопросов подталкиваем ребенка к употреблению предлогов. Например: “Где сидит зайчик? А где сидит белка?” и т.п.
  2. Игра “Составь предложение”. Выкладываем определенные картинки, которые можно связать в предложение. Например, берем картинку кошки и кровати. Просим ребенка составить предложение, используя, глагол и предлог. Например, кошка спит на кровати.
  3. Читаем ребенку стихотворение. Просим его хлопнуть каждый раз как он слышит предлог. Так он запоминает использование предлогов.
  4. Игра “Неправильные предложения”. Вы говорите заведомо неправильное предложение. Дети должны найти ошибку и исправить вас, сформулировав правильное высказывание.
Примеры предложений:
Дорога идет по машине.
Девочка несет сумку в капусте
Кошка прыгнула в стол и т.п.

Игра обычно очень нравится детям. Они любят исправлять взрослых.

✨Вот такие вот приемы можно использовать дома для изучения предлогов. Также сейчас выпускается большое разнообразие настольных игр и рабочих тетрадей на эту тему. Они отлично дополнят данные игры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сильные, ловкие, смелые.