понедельник, 5 апреля 2021 г.

"Русская изба"- отчет по проекту

 КРАТКИЙ ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ 

В РАМКАХ ПРОЕКТА  "РУССКАЯ ИЗБА"

СЕНТЯБРЬ- "МИЛОСТИ ПРОСИМ В НАШУ ИЗБУ"

ЗАДАЧИ: Закрепление знаний о жилище  русской старины, объясняя

детям назначение его составных частей.

ИЗБА — крестьянский срубный дом, жилое помещение с русской печью. Слово «изба» употреблялось только по отношению к дому, рубленному из дерева и расположенному в сельской местности. Оно имело несколько значений:

  • во-первых, изба — это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками и хозяйственными помещениями;
  • во-вторых, это только жилая часть дома;
  • в-третьих, одно из помещений дома, отапливаемое русской духовой печью





Пословицы и поговорки о гостеприимстве:

Вечерами в избе устраивали посиделки и пели песни, дети играли , да потешки вспоминали.

Ай качи качи качи

Ай качи качи качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки

Совушка-сова

Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Ладушки-ладушки!

Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Игра «Тетёра».

Одна из самых популярных народных игр России. В разных регионах существует свой вариант текста, но суть игровых действий остается постоянной- сохранить своих «деток». Данные игровые действия развивают координацию движений, ловкость, быстроту реакции. В «Тетёру» с удовольствием играют как дети разного возраста, так и их родители, старшие братья и сестра.

Ход игры.

Пара детей, или несколько пар, образуют «воротики», остальные дети встают «цепочкой» и друг за другом проходят под «воротиками» с пение:

-Тетёра шла, маховая шла,

Шла по улочкам, по закоулочкам.

Сама прошла, детей провела.

Самого хорошенького оставила!

Как только заканчиваются песня, «воротики» захлопываются. Участник, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками».


ОКТЯБРЬ- "СКОРО, ДЕВОЧКИ,  ПОКРОВ"

ЗАДАЧИ: Знакомство с традицией «осенне-зимние посиделки» и праздником «Покрова»

Беседа для детей подготовительной группы «Покров Пресвятой Богородицы» 

Цель: сформировать у детей общее понятие о значении праздника «Покров Пресвятой Богородицы»

Задачи:

1. Объяснить значение праздника «Покров Пресвятой Богородицы» на примере покрова земли листьями осенью.

2. Познакомить с приметами и обычаями, связанных с «Покровом».

3. Развивать любознательность, интерес к народным традициям своей страны.

Оборудование: засушенные осенние листья, мультимедийная презентация «Покров Пресвятой Богородицы», ноутбук.


 

Покров день в народной традиции По народному календарю на Покров осень переходит в зиму, а на землю ложится первый снег. Этот снег символизирует покров, которым земля укрывается до следующей весны. На Руси к этому времени заканчивались все осенние работы, и сельские жители могли позволить себе отдых. Именно поэтому Покров считался самым подходящим временем для свадеб: урожай собран, излишки проданы, а значит, у рачительных хозяев есть деньги, чтобы сыграть свадьбу, организовать хорошее застолье и как следует повеселиться.


Покров: приметы и поговорки о погодеКаков Покров, такова и зима. — На Покров до обеда осень, после обеда уже зима. — Первый снег до Покрова — зима придет не скоро. — На Покров деревья стоят голые — зима будет теплой, листья не облетели — жди морозов. Также считается, что на Покров улетают все перелетные птицы, а звери впадают в зимнюю спячку

НОЯБРЬ- "ПЕЧЬ КАК МАТЬ РОДНАЯ"

ЗАДАЧИ: Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.


Беседа. Тема: «Печь – матушка в русской избе».

Любое жилище – это целая вселенная. В старину об этом рассказывало само устройство дома. Свое внимание, ребята, я хочу остановить на печи.

Печь - была главной частью жилища. Печь занимала большую часть дома, и условно делили жилую часть дома пополам. Между печью и стеной с окном – женский, хозяйкин угол (бабий кут). Здесь висела колыбель. А напротив – угол мужской работы, хозяйский. Печь согревала всех в долгую зиму, она служила источником тепла и света. В ней пекли хлеб, варили щи да кашу. На печи – лучшее место для старого дедушки и доброй бабушки: уютно, тепло, спокойно.

Печь в доме называли – матушкой. Считается: кто сидел на печи, тот не гость, а свой!

 Загадки:

1.     Летом спит, зимой горит

Пасть открывает,

Что дают - глотает. (Печь)

2.     Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает

А сам в угол идет.  (Ухват)

3.     Я нужен не песок копать -

А хлеб из печи доставать. (Лопата- садник)

4.     Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там в печке уголек,

Кашу варит -… (Чугунок)

Для всех в доме хватало места, тепла, света, пищи, внимания и любви!



Волшебные свойства печи в русских сказках

  • Печь –  используется в сказках не для фона, она – полноценная героиня волшебных историй, которая обладает волшебными свойствами.

«Емеля на печи»

Самая известная из таких сказок с печами – это «По щучьему велению». Её главный герой, Емельян, прожигает жизнь, лениво валяясь на печи. Однако его судьба круто поменялась после того, как он в проруби изловил волшебную щуку. Она начала исполнять все прихоти Емельяна.

Так, он не желал никогда не слезать со своей любимой печной лежанкой, и по щучьему велению печь стала самоходной. Емельян лихо гонял на ней, будто на санях. Хорошо ему было кататься на печи – и быстро, и теплоЭто не ковёр-самолёт, на котором русской зимой можно в сосульку превратиться.

Важная роль отводится печке и в сказке «Гуси-лебеди». Там печурка могла разговаривать и сама печь пироги.

Машенька и печка

  • В момент первой своей встречи с ней Маша заносчиво отказалась кушать любезно предложенный печкой ржаной пирог, и та не сказала девочке, куда отправились гуси-лебеди. На второй же раз, когда Маша просила печку спрятать её от хищных гусей-лебедей, она уже с радостью скушала пирог и получила защиту.
  • Примечательно, что во второй раз обращаясь к печи, Маша говорит ей «Матушка». Это отображает и отношение русского народа к печке – как к доброй и заботливой матери, которая всегда спасёт, обогреет, накормит. 

  • РИСУНКИ НАШИХ РЕБЯТ.




ДЕКАБРЬ- "ЛЮБЯТ В ПРАЗДНИКИ РЯДИТЬСЯ НАШИ РУССКИЕ ДЕВИЦЫ"

ЗАДАЧИ: Закрепление знаний о народном костюме.

 РАМКАХ ПРОЕКТА "РУССКАЯ ИЗБА" МЫ С РЕБЯТАМИ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ГОЛОВНЫМИ УБОРАМИ, УЗНАЛИ ИХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.

В старину головные уборы имели прежде всего практическое значение. Они покрывали голову и защищали от холода и жары. Однако — и это не менее важно — они могли многое рассказывать о человеке. О том, откуда он был родом, о его социальном статусе, семейном положении.
Например, молодые девушки, которые еще только готовились к замужеству, носили уборы, которые не скрывали волосы — главный критерий женской красоты. Это были различные обручи, венцы, ленты, повязки.

А вступив в брак, женщина голову покрывала, и видеть ее волосы мог только муж. Если же она с непокрытой головой, «простоволосой», попадалась на глаза постороннему человеку, это считалось позором — так возникло выражение «опростоволоситься».

 


«Русские народные украшения»




ЯНВАРЬ- "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО"

ЗАДАЧИ: Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Рождественские колядки — это небольшие веселые стишки, которые принято исполнять, чтобы, прославляя Рождество, поздравить хозяев дома, пожелать благополучия в семье и хорошего урожая.

Раньше, напевая колядки, молодежь ходила от дома к дому, а хозяева награждали певцов гостинцами



.

Для тех, кто чтит Рождественские традиции, самые веселые колядки.

Итак, Рождественские колядки:

С Рождеством святым вас, люди,
Мир да лад у вас пусть будет!
Чтобы горя вы не знали,
Что б в достатке пребывали!

***
Добрый вечер добрым людям!
Пусть веселым праздник будет.
С Рождеством вас поздравляем.
Счастья, радости желаем!

Щедрый вечер, добрый вечер!
Добрым людям на здоровье!!!

***

Коляда-колядин!

Я у батеньки один.

По колено кожушок —
Дайте, дядя, пирожок!

***

Знают взрослые и дети:

Для добра живем на свете!
Днесь святое Рождество,
На планете торжество!



Коляд, коляд, колядушек —
Хорош с медком оладушек!
А без меду — не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

***

Вам звоночками позвоним

С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать,
С Рождеством вас поздравлять!

***

Ангел нынче к нам спустился
И пропел: «Христос родился».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.

***

Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!  И Т.Д.

***Рождественские игры для дошкольников:

Цель: поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека.






Задачи:

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны. Активизировать речь через устное народное творчество.

Воспитывать дружеские взаимоотношения друг с другом, любовь к ближнему, создание позитивного настроения.

Сделать праздник незабываемым и веселым для детей помогут рождественские игры. В старину играм уделяли много времени, многие из которых, к сожалению, забыты нашим поколением. Вспомним некоторые из них.

Добрый день, веселый час!

Рады снова видеть вас!

Всех поздравить с торжеством –

С новым Годом, с Рождеством!

Пришли веселые деньки,

Горят на елке огоньки,

Повсюду слышно звонкий смех –

Настало время для потех!

Для шуток и веселья,

Крутого настроения,

Для забавных колядок,

Таков рождественский порядок!


Кузовок

(Из народных игр, записанных В. И. Далем)

Дети садятся играть .Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

– Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на ок: “Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, пирожок, колобок. ” Тот, кто не может назвать слова или ошибается, кладет к корзинку залог – небольшой предмет (платочек, конфетку, колечко или что-то еще).

По окончании разыгрываются залоги: вынимая их из накрытой платком корзинки, дети назначают каждому залогу выкуп – загадать загадку, прочитать стихотворение, спеть песенку.

Эстафета «Собери снеговика» с родителями

В эстафете участвуют две команды «СНЕЖИНКА» и «ЛЬДИНКА», строятся в колонны друг за другом. Каждому из участников двух команд, раздаются парные детали снеговика, вырезанные из картона. (Три круга – большой, средний и маленький, руки, ноги, глазки, нос – морковка, ведро, метла). По команде ведущего игроки обеих команд, по парам, подбегают к определённому месту, кладут свою деталь и возвращаются к своей команде. Выигрывает команда, которая быстрее всех собрала снеговика и получает по жетону.

Молодцы-озорники,

В глазах сияют огоньки.

Чтобы год прошел на славу,

Вспомним зимние забавы!

(говорит и показывает движения и просит детей повторять)

Тихо падают снежинки (Дети тихо хлопают в ладошки)

Дед Мороз морозит льдинки (Хлопают громко)

Намело большой сугроб.

В него – прыг-да-скок! (Прыгают)

Приготовили коньки,

Сделать «ласточку» смогли… (Показывают)

А теперь встаем на лыжи.

Можем мчаться до Парижа. (Двигаются к елке и обратно)

Продолжаем веселиться,

Нужно с горки прокатиться. (Встали паровозиком и побежали)

У кого замерзли ножки?

Разомните их немножко! (Прыжки на месте)


ФЕВРАЛЬ- "БАБУШКИН СУНДУК"

ЗАДАЧИ: Знакомство с русскими народными старинными  игрушками и играми.

С ОТЧЕТОМ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИГРУШЕК МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ В РАНИХ ПУБЛИКАЦИЯХ.





МАРТ- "КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА"

ЗАДАЧИ: Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле)

«Как наши предки, славяне, трудились в старину»

Цель занятия:

Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей славянского народа.

 Знакомим детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).

Видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.




ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ РУССКОГО КРЕСТЬЯНИНА МЫ С РЕБЯТАМИ ПРОЧИТАЛИ РАССКАЗ К.Д. УШИНСКОГО

Как рубашка в поле выросла — Ушинский К.Д.

Рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла» — настоящее путешествие в прошлое. В нем автор показывает, какой это был нелегкий труд — сделать рубашку. Девочка Таня наблюдает процесс создания рубашки с момента посева семян льна и до готового изделия.


АПРЕЛЬ- "РУСЬ НАРЯДНАЯ(КУКЛЫ В НАРЯДНЫХ САРАФАНАХ)"

ЗАДАЧИ: Закрепление знаний о народном костюме.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сильные, ловкие, смелые.